Психолог Виктория Шелест в своем кабинете в Севастополе на консультации беседует с грустной девушкой с салфеткой.


Абьюз — форма психологического насилия.


Газлайтинг (от английского названия пьесы «Газовый свет») — форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. Психологические манипуляции, призванные выставить индивида «дефективным», ненормальным. (Википедия)

 

Поражает, как часто встречаются женщины, которые пребывают в абсолютной уверенности, что ведут себя как-то не так, внешность у них какая-то не такая, и нужно научиться «правильно» реагировать на критику. А еще лучше сходить на тренинг по повышению самооценки, чтобы чувствовать себя более уверенно. При этом они не понимают, что человек, который рядом, целенаправленно и методично уничтожает их, ломает, истощает, выжимает все соки. И представляет все так, что жертва чувствует себя источником всех проблем, и не только своих.

Часто демо-консультации на сайте проявляют подобные проблемы очень ярко и наглядно. Человек анонимно может позволить сказать себе многое, особо не скрываясь.

«Я жила с человеком и надеялась связать с ним семью. Поначалу было все хорошо, потом он стал меняться. На мой вопрос в чем причина, оказалось, что его мучает мой шрам на ноге, хотели расставаться, потом решили, что ему просто нужно смириться. За весь период становилось только хуже, ночами он бил кулаками в стену, со словами, за что ему такое.»

«Он говорил, что до 30 лет искал девушку своей мечты…нашёл, а у неё шрам…такого уродства он ни у кого не видел. Так он мне сказал. Потом добавились волосы и лицо.»

Но претензии психопата на этом не заканчиваются, он находит новые и новые поводы унизить свою жертву.

«Его ещё раздражало, что я крашу лицо тональным кремом, а потом когда узнал что у меня веснушки ему это тоже не понравилось. Я постоянно плачу, плохо сплю, думаю только об этом, мне ничего не хочется, хочется забиться в угол и сидеть. Трясутся руки, когда нервничаю, перестала общаться с окружающими.»

Такое поведение сигнализируют нам о том, что клиентка где-то в анамнезе уже имела подобное или похожее отношение, что для нее это знакомо, не ново. Поэтому она терпит унижения, критику, агрессивное поведение. Можно предположить, что где-то в ее биографии она подвергалась насилию (моральному, физическому или сексуальному). Чаще всего подобные ситуации происходят в детстве и юности, сферы жизни — это семья и школа. И когда мы начинаем прояснять историю клиента, понимаем, что он не осознает или вытесняет случаи насилия. Детская психика очень мудра по отношению к ребенку, она выстраивает защиты, блокирует нежелательные и вредные для ребенка эмоции, бережет его тонкую душу. Иначе безумие не замедлит себя ждать. Блокируются вредные, но в то же время важные для ребенка эмоции — злость, гнев, страх, обида. Все это чаще всего маскируется иллюзией того, что детство было прекрасным, а таких замечательных родителей еще поискать.

«Нет, ничего подобного из моего детства ужасного я не припоминаю. Меня даже в угол ни разу не ставили…иногда били, ну как многих деток, которые не слушаются, но насилия не было(!!!)

И в случае, когда абьюз, насилие начинают происходит со взрослым человеком, он продолжает реагировать привычно, по-детски, не осознает, что он уже вырос и может дать отпор. В подобных ситуациях лучше всего максимально выразить заблокированные эмоции.  Не дать психике действовать по шаблону, стереотипно. Кроме того, жертва не может пережить разрыв безболезненно еще и потому, что испытывает сильные чувства к мучителю, любит его. И, конечно, страдает, если близкого человека нет рядом.

--------------------------------------------------------------

Что делать?

1. Очень полезно для разблокировки эмоций, если по некоторым и известным нам причинам не получается это сделать лично, написать письмо в качестве упражнения. Исходя из того, что бумага все стерпит. И не отправлять. Хотя…как пойдет. Некоторые все же решаются в итоге отправить или даже высказать, но тут требуется большая смелость и осознанность.

2. Так же полезно задействовать творческие ресурсы нашей психики, что чрезвычайно полезно для душевного исцеления.

Многим известно такое направление в психотерапии как арт-терапия (дословный перевод — лечение искусством). Очень помогает выразить эмоции, расслабиться, проанализировать свои состояния с помощью символов, которые всегда присутствуют в рисунке. Если трудно написать письмо, например, можно нарисовать обидчика и высказать все портрету.

Нужно высказать максимально все, что есть в письме, глядя на рисунок и представляя, что говорите с обидчиком. Постарайтесь сделать это, иначе эмоции так и останутся заблокированными. Можете кричать, топать ногами, бросаться чем-то, если захочется.

Если с рисунком все же не получится, попробуйте то же самое сделать с фото. Только не разбейте монитор!

3. А дальше можно еще здорово помочь себе, восстановив свою пошатнувшуюся (это в лучшем случае, чаще всего уничтоженную) самооценку. Ведь человек начинает себя обесценивать и гнобить не хуже своего мучителя. Чаще всего не может вспомнить, что в нем есть хорошего, чем он привлекателен и достоин.

Если исходить из формата «Помоги себе сам», можно попробовать это сделать следующим образом:

— написать список из 20 своих положительных качеств (10 — внешность, 10 — характер)

Вот, что получилось у клиентки с чертами внешности.

 «Первое задание пока, касаемо внешности. Нравятся: 1.запястья, 2.колени, 3.шея,  4.родинки какие-либо на теле, 5.уши, 6.губы, 7.нос, 8.бедра, 9.рост, 10.форма пальцев и сама кисть в целом».


Очень  неплохо. Прогресс в том, что без условий. Типа: «вот колени были бы красивыми, если б не были такими толстыми». Но для нормальной самооценки этого мало.

— Следующее задание: прочесть «Суламифь» Куприна, обращая особое внимание на метафоры описания внешности.

—  Список 10 черт внешности теперь нужно преобразовать в метафоры. Т.е. придумать, с чем можно сравнить эти черты из природы, погодных явлений, животных, насекомых, даже предметов одежды или мебели. Главное — максимально постараться  прочувствовать себя и эти черты и на этой позитивной эмоциональной волне написать все.
Если для примера, но только нужно постараться к ним не привязываться…"Шея моя прекрасна, как шея молодого лебедя в волнах бурного моря», «Уши, как маленькие прозрачные раковинки на солнечном пляже» и т. п.

Работа клиентки

«1. Родинки похожи на мелкий жемчуг, переливающийся на солнце.

  • Пальцы кистей будто крылья бабочки, порхающей с цветка на цветок.
  • Колени будто фарфоровые чаши сервиза тонки и изящны.
  • Губы, как лепестки алых роз, благоухающих после дождя.
  • Нос как тончайший изгиб редкой вазы.
  • Шея, длинна и красива как у лебедя.
  • Запястья подобны крыльям чаек, светлы и легки.
  • Бедра стройны и изящны, как стволы могучих деревьев.
  • Уши похожи на бутоны ещё не раскрывшегося цветка. 10. Рост высок и статен, как статуя сфинкса.»

Что интересно в этом тренинговом упражнении, это внезапно и как будто волшебно проявляющаяся способность автора использовать очень красивые поэтические метафоры и восхищаться ими и самим собой. Даже если человек никогда раньше ничего не писал, тем более стихов и прекрасных сказок.

А дальше… Стоит настроиться на серьезную работу с психологом по преодолению травматической ситуации, чтобы прежде всего не позволять с собой так обращаться, учиться выстраивать границы и не пускать туда интервентов.

Для этого нужно работать с жизненной историей, искать причины позиции жертвы. Анализировать и осознавать стереотипное бессознательное поведение, потому что чаще всего человек не знает, почему поступает именно так, а не иначе.

Мои публикации